БИБЛЕЙСКИЕ УЧЕНИЯ

Где сейчас находится церковь?

Преп. Виллем Дж. Дж. Глэсхаувер
У меня есть вопрос, который преследует меня много лет: «Где была Церковь»? Сегодня у меня возникает подобный вопрос: «Где сейчас находится Церковь»? И еще вопрос: «Где будет Церковь в будущем»?
25–26 июня 2019 года я имел честь выступить на конференции «Иерусалимский молитвенный завтрак» в Гааге. Тема этой встречи была посвящена вопросам антисемитизма. Христианские, еврейские и светские лидеры собрались вместе, чтобы публично выступить против роста антисемитизма в современной Европе и подтвердить важность еврейского народа.
Открытие состоялось в очень красивом «Риддерзале» («Зале рыцарей») парламента Нидерландов. Впечатляющее здание парламента было построено в ХІІІ веке и по сегодняшний день олицетворяет европейскую общественную жизнь. Здесь каждый год выступает с речью голландский монарх. «Зал рыцарей» – это то самое место, в котором нацистское руководство назначило австрийца Артура Сейсс-Инкварта в качестве Рейхскомиссара в оккупированных нацистами Нидерландах в 1940 году, что в течение следующих нескольких лет привело к гибели более 70% голландского еврейского населения в нацистских концентрационных лагерях. Это самый высокий процент гибели еврейского населения в Европе. Поэтому было очень важно почтить еврейский народ именно здесь, восемьдесят лет спустя.
Европа обладает ужасной историей антисемитизма. Стоит лишь прочитать книгу Симона Визенталя: «Каждый день – это день памяти: хроника еврейского мученичества». Это пугающий календарь ужасов, который содержит в себе более тысячи записей, детализирующих злодеяния, совершенные против еврейского народа за последние 2000 лет. События из разных веков сгруппированы по датам, в которые они произошли: например, 23 августа мы находим убийство еврейского населения Корики в Украине в 1648 году и гестаповский расстрел 16 евреев в 1942 году.

Однажды еврейский раввин сказал: «Может быть, даже после Освенцима я все еще смогу верить в Бога, но я никогда не смогу поверить в человека».

Мы часто слышим вопрос: «А где же был Бог»? Одна из ведущих богословов движения «Бог мертв» как-то призналась: «После Освенцима я больше не могу верить в Бога. По крайней мере, не в представлении о Боге как о личностной реальности, которая имеет дело с историей этого мира». Однажды еврейский раввин ответил ей: «Может быть, даже после Освенцима я все еще могу верить в Бога, но я больше не могу поверить в человека».
Спустя 2000 лет антисемитизма со стороны христиан, мой вопрос не звучит: «Где был Бог»? Но он звучит так: «Где была Церковь, когда еврейский народ нуждался в ней?»
Один из самых известных голландских богословов доктор Ханс Янсен (1931-2019) однажды сказал: «Устные нападки и призывы к бойкоту со стороны различных западных протестантских, в основном либеральных конфессий, а также Всемирного совета церквей вызвали новый интерес к происхождению христианского антисемитизма и, в частности, его протестантской версии.
«Среди отцов-основателей протестантизма особым образом отличился Мартин Лютер. Его труды были предшественниками национал-социалистических текстов двадцатого века. Адольф Гитлер, Йозеф Геббельс и Юлий Штрайхер с удовольствием цитировали работы Лютера, несмотря на то, что он никогда не рекомендовал физическое уничтожение евреев. Лютер, однако, советовал сжечь синагоги в честь Бога и христианства, конфисковать еврейские книги и изгнать евреев из христианских стран. В 1985 году Всемирная федерация лютеранских церквей дистанцировалась от этих высказываний Лютера.
Другие протестантские реформаторы шестнадцатого века, такие как Джон Кальвин, Ульрих Цвингли и Филипп Меланхтон, также считали иудаизм архаичным, но были против оперативных выводов. Другой реформатор, Мартин Бусер, занял более благоприятную позицию по отношению к евреям, он на их стороне.
Теперь, когда антисемитизм снова поднимает свою уродливую голову, мой вопрос звучит: «А где Церковь? Что делает Церковь для противодействия антисемитизму»?
Я подозреваю, что в нынешних антиизраильских позициях либеральных западных церквей нетеологические влияния, вероятно, более важны, чем теологические влияния. Для многих из них обвинять евреев – это вопрос защиты своего духовного благополучия и недопущения необходимости смотреть в зеркало нашего собственного прошлого.
В течение нескольких десятилетий во многих еврейских кругах складывалось впечатление, что христианский антисемитизм ослабевает и исчезнет в течение одного или двух поколений. Это восприятие обусловлено главным образом значительными изменениями политики после Холокоста, которые Римско-Католическая Церковь предприняла в отношении евреев. Но церкви преподавали уроки ненависти к евреям в течение двух тысяч лет. Ошибочно думать, что результат этих учений можно так легко и быстро искоренить. Новые выражения христианской ненависти к Израилю отражают глубокие психологические процессы. Так или иначе, отвращение к евреям (и, следовательно, отвращение к еврейскому государству) укоренилось в нашем мышлении в Европе.

Спустя 2000 лет антисемитизма со стороны христиан, мой вопрос не звучит: «Где был Бог»? Но он звучит так: «Где была Церковь, когда еврейский народ нуждался в ней?»

Поэтому я беспокоюсь о том, где будет Церковь завтра, когда еврейский народ будет нуждаться в нашей помощи? Это насущный, жизненный вопрос для Церкви. Иисус задаст его нам, когда Он вернется во славе, как написано в Матфея 25:31-46. «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую…»
«…Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня…»
«…истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную…».


ОБ АВТОРЕ