НОВОСТИ

Разнообразие Израильского общества

Амит Барак
Элиас Зарина – арабоязычный христианин, родившийся в христианском квартале Старого города Иерусалима. Элиас работает в гостиничном бизнесе. Неоднократно рассказывал о своих встречах в отеле с паломниками (католиками и православными). Каждый раз, когда они слышат, что он израильский христианин, они реагируют с изумлением, потому что у них сложилось впечатление, что на Святой Земле есть только евреи, мусульмане и конфликты.
Тем, кто читает только обычные заголовки в СМИ, можно простить такое мышление. Однако те, кто прочитает немного больше, откроют для себя совершенно иную картину. Чтобы узнать, насколько разнообразным является израильское общество, вам действительно нужно заняться исследованием, или отправиться такое в путешествие по Израилю, которое будет отклоняться от обычных туристических маршрутов.
«Чтобы узнать, насколько разнообразным является израильское общество, вам действительно нужно заняться исследованием, или отправиться такое в путешествие по Израилю, которое будет отклоняться от обычных туристических маршрутов»
 Израильское общество представляет собой богатую палитру различных религий, конфессий и групп, живущих бок обок. Это возможно благодаря сильной израильской демократии, которая черпает свою силу из иудаизма и сионизма.
Несмотря на то, что 74% населения Израиля – это евреи, истина заключается в том, что еврейское общество сложное и разнообразное. Кроме того, остальные двадцать шесть процентов составляют меньшинства и другие лица без классификации (около 4,8%).
Большинство внутри меньшинств составляют арабские мусульмане (около 1,6 миллиона), в том числе около 395 000 бедуинов. Арабы живут в основном в арабских городах и деревнях и сохраняют свой религиозный и культурный образ жизни (евреев вряд ли можно найти в арабских населенных пунктах, потому что продажа домов евреям в арабских деревнях табу для арабского общества). Другие живут вместе с евреями и христианами в смешанных городах, таких как Хайфа, Беэр-Шева и Яффо.
Арабское общество держится на определенном расстоянии от государства Израиль в национальном аспекте, многие сохраняют отчетливо палестинскую идентичность. Но в экономической, академической, спортивной, образовательной и культурной сферах они полностью интегрированы. Можно найти арабов-мусульман на руководящих должностях во всех профессиях – в судах, больницах, государственных учреждениях, в банковском деле, в национальных спортивных командах. В Кнессете можно встретить арабских депутатов (большинство из которых враждебно настроены по отношению к Государству Израиль).
В последние годы все больше и больше арабских мужчин, и женщин-мусульман поступают на Национальную Службу, которая также рассматривается израильским обществом как идентична службе в армии. По просьбе арабов (а также по просьбе некоторых ультраортодоксальных евреев) эта служба сегодня называется Национальной гражданской службой. Слово «гражданские» было добавлено, потому что им удобнее идентифицировать себя с гражданским обществом в Израиле, чем с израильской национальностью. В любом случае государство решило, что это шаг, который укрепляет доверие, и изменение такого рода, увеличивающее включение арабов в национальную службу, должно осуществляться поэтапно.
Однако большинство из них (за исключением немногочисленных храбрецов) не ассоциируются с символом, который больше всего отождествляется с израильтянами и который рассматривается как последний входной билет в израильское общество: служба в Силах обороны Израиля (ЦАХАЛ).
Бедуины со своими культурными особенностями живут в основном на севере Израиля и в Негеве (на юге Израиля). Бедуины, живущие на севере, имеют гораздо большую израильскую идентичность, чем бедуины в Негеве. Северяне легче интегрируются в общество и вступают в Армию Обороны Израиля, и это приемлемо в их общине. Среди бедуинов на юге идет идеологическая борьба между государством Израиль и исламским бедуинским движением.
Еще одна группа меньшинств – христиане. В Израиле около 175 000 христиан, большинство из которых говорят по-арабски. В эту группу также входят армянские христиане (около 3000), арамейцы и другие. Большинство из них живут в Галилее, Хайфе и их окрестностях, другие – в центральной части Израиля (Яффо, Рамла, Лод) и Иерусалиме. Большинство христиан живут в городах и деревнях, с большинством арабоязычных мусульман, или в смешанных городах. Они представлены во всех аспектах израильского общества по-разному: как отдельные лица, судьи Верховного суда, директора больниц в Галилее, спортсмены, члены парламента, руководители высшего звена в сфере высоких технологий. Даже посол Израиля в Азербайджане является израильским арабом-христианином.
«Большая часть христианского населения Израиля, арамейские христиане, заново открыли для себя свои исторические корни в этой стране»
В 2012 году, после геноцида и преследований христиан на Ближнем Востоке, греческий православный священник из Назарета отец Габриэль Наддаф призвал молодых членов христианской общины добровольно участвовать в Армии Обороны Израиля и в Национальной Службе. Он призвал их интегрироваться в израильское общество во всех аспектах и быть партнерами в построении Государства Израиль. Он говорил с ними как с представителями христианского сообщества, как с коллективом, а не как с отдельными людьми. Многие откликнулись на его призыв и действия, и сегодня призыв в армию на национальную службу более приемлем для христиан, чем в прошлом. Многие заинтересовались своей библейской и исторической связью с народом Израиля. Большая часть христианского населения Израиля, арамейские христиане, заново открыли для себя свои исторические корни в этой стране.
Другая группа – друзы – около 145 000 человек были интегрированы в Государство Израиль и Армию Обороны Израиля в соответствии с законом 1956 года, принятым с согласия лидеров общины и религиозного руководства друзов. Друзы живут на горе Кармель недалеко от Хайфы и в Галилее. Они говорят по-арабски, и хотя их культура похожа на арабскую, это отдельная и независимая религия и сообщество с уникальными традициями. У них также есть связь с еврейским народом через Иофора. В верованиях друзов Иофор считается пророком, которого по-арабски называют Наби Шуайб. Друзы служат в ЦАХАЛе, большинство из них – в боевых частях, и среди друзов можно найти много офицеров высшего состава. Женщины-друзы не служат в армии, но в последние годы все больше и больше решают добровольно поступить на Национальную Службу.
В Израиле можно найти другие малые и особые группы меньшинств. Например, в Израиле есть около 4000 черкесов – это мусульмане-сунниты с Кавказа, приехавшие в Израиль в 19 веке. Фактически они находятся в том же положении, что и друзы, в соответствии с тем же законом 1956 года. Они живут в двух деревнях в Израиле, со своим собственным языком и традициями. Одна из черт их деревень – это чистота улиц. Они полностью интегрированы и служат в Армии обороны Израиля.
На севере есть деревня, посреди которой проходит граница между Израилем и Ливаном, и в ней живут приблизительно 2600 алавитов.
«На сегодняшний день насчитывается всего около 850 самаритян. Половина из них живет на горе Геризим, а половина – в Холоне, недалеко от Тель-Авива».
 На сегодняшний день насчитывается всего около 850 самаритян. Половина из них живет на горе Геризим, а половина – в Холоне, недалеко от Тель-Авива. Те, которые живут в Холоне, являются израильтянами во всех отношениях и служат в Армии Обороны Израиля, а жители горы Геризим, имеют израильское гражданство, иорданский паспорт, а также являются гражданами Палестинской автономии. Заводы, принадлежащие самаритянам, также страдают от движения BDS (бойкот, изоляция и санкции) и ограничений в Европе.
Бахаисты, живущие сегодня в Израиле, – это добровольцы, которые приезжают на ограниченное время для служения во Всемирном бахаитском центре в Хайфе и Акко. В среднем в Израиле в любой момент времени находится около 650 волонтеров из 75 разных стран, причем около трети из них меняются каждый год.
В Израиле также проживает несколько сотен вьетнамцев, которые были приняты Израилем в период с 1977 по 1979 год после того, как они бежали из Вьетнама после коммунистического переворота в 1975 году.
В мусульманском квартале Старого города Иерусалима можно встретить небольшое количество цыган; даже израильтяне этого не знают.
В Израиле проживает несколько тысяч семей бывшей армии Южного Ливана. Они прибыли в Израиль как беженцы из Ливана в 2000 году после того, как Израиль ушел из Ливана. Большинство из них – христиане-марониты и греко-православные христиане, а еще – друзы, и мусульмане-сунниты и шииты. Большинство из них, особенно второе поколение, интегрировались в израильское общество намного лучше, чем арабы и христиане, которые родились в Израиле.
Благодаря этому красочному культурному разнообразию в Израиле есть что посмотреть, услышать и, конечно же,  поесть.

ОБ АВТОРЕ